Мастера своего дела

Мастера своего дела
В Тобольске реализуется проект “Не учи безделью, учи рукоделью”, ставший победителем конкурса грунтов Губернатора Тюменской области, цель которого содействие всестороннему развитию личности детей с ограниченными возможностями здоровья и их профессиональному самоопределению за счет приобретения ими дополнительных знаний, навыков и умений в процессе коллективной трудовой деятельности.
Для определения профессиональных предпочтений и возможностей детей с ОВЗ была проведена психологическая диагностика. На основании ее результатов составлены планы работы с детьми, а также сформирован пул тематических семинаров для родителей по развитию навыков детей в определенных профессиональных сферах.
Для непосредственного знакомства детей с профессиями, распространенными в нашем городе, на протяжении всего проекта проводились тематические экскурсии на городские предприятия услуг и в учреждения, где подростки познакомились с разными профессиями.
Так, например, ребята посетили:
- столярный цех, где узнали техники обработки деревянных изделий и их сборки;
- Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. Здесь их познакомили с профессией работника фондового хранилища. Ребята сами попробовали разложить экспонаты на выставке;
- Музей печати, где познакомились с работой типографии и профессией наборщика текстов, а также с профессией упаковщика готовой продукции;
- Конный клуб “Конек Горбунок”, узнали какие обязанности у рабочего по уходу за животными;
- а также другие предприятия сферы услуг города Тобольска.
Ознакомительные экскурсии на предприятия сферы услуг, беседы с сотрудниками этих предприятий, наблюдение за их работой, все это конечно способствовало профориентации детей, а также повышению у них интереса к труду.
Для развития у детей с ОВЗ трудовых навыков, навыков ответственного и творческого отношения к труду необходимо включать их в посильную трудовую деятельность сообразно со способностями, интересами и возможностями. Поэтому были подготовлены четыре Мастерские разной направленности: «Швейно-вышивальная мастерская», «Мастерская узелкового плетения (макраме)», «Мастерская декора интерьера», «Мастерская ухода за животными и растениями».
Посещая групповые занятия в каждой мастерской дети осваивали новые техники обработки разных материалов и декорирования изделий, а также учились создавать из “ненужных” вещей полезные предметы. Дети в процессе таких занятий получили новые навыки, в том числе навыки коллективной деятельности, что играет большое значение для их социализации.
Для работы в Мастерских было приобретено специализированное оборудование (швейная и вышивальная машины, мини-станки для ковроткачества), инвентарь, аксессуары и расходные материалы.
Во время работы в мастерских дети получили навыки работы с разным оборудованием и материалами. А именно:
 в «Швейно-вышивальной мастерской» ребята освоили навыки работы на швейной машинке, а также технику машинной вышивки. В процессе занятий они выполняли следующие изделия: скатерть и салфетки (с вышивкой), полотенца (с вышивкой), наволочки на подушки, сумки-шопперы, настенные органайзеры, фартуки и т.п.
 в «Мастерской узелкового плетения» дети осваивали основные узлы макраме и применили эти навыки для создания элементов разных изделий: ручки для сумок, настенное панно, рамка для зеркала и др.
 в «Мастерской декора интерьера» дети познакомились с ковроткачеством, самостоятельно изготовили настольные коврики для кружки, накидку на табуретку и лавочку, наволочки. С использованием природных материалов (ветки, спилы деревьев) ребята изготовили настенное декоративное зеркало и вешалку. Из заранее подготовленных деталей (из фанеры) дети собирали кашпо для комнатных цветов и декорировали его с помощью акриловых красок.
 В «Мастерской по уходу за животными и растениями» под наблюдением и при участии педагогов и волонтеров дети учились ухаживать за животными, проживающими на территории конного клуба «Конек Горбунок»: познакомились с рационом питания, освоили навыки кормления и чистки лошадей, а также навыки управления ими. В подготовленную землю в кашпо ребята высаживали растительные и цветочные культуры, ухаживали за ними в период проекта.
В результате посещения занятий в Мастерских дети выполнили разные изделия, некоторые из них были представлены на выставках-ярмарках. Интерес посетителей выставок к работам детей способствовал повышению их самооценки и уверенности в себе.